После повести “Черноликие”, по рекомендации матери, мною были прочитаны роман “Униженные” Зайнаб Биишевой и повесть “Бедняки” того же Мажита Гафури. Эти три произведения тогда меня очень сильно впечатлили.
Вернувшись на малую Родину, мечтал сходить на этот спектакль. И моя мечта сбылась 13 января 2022 года. После работы принял душ и собирался на спектакль, попутно смотря телеканал ОТР, ведь там шла моя любимая передача “Отражение”. Тема программы была "Омикрон" . Прослушав звонки старых бабушек, которые жаловались ведущим программы, побежал на остановку. Сел в свой 51 автобус и медленно рассекал уфимские пробки, словно ледокол льдины. В автобусе я увидел интересную картину. С нами вместе ехала пожилая женщина и кричала в сторону толпы: “Снимите свои маски, они вам лишь мешают дышать! Инфекция всё - равно попадет к вам, даже через маску”. Но обществу было не до неё; усталые и голодные, пассажиры с натянутыми масками смотрели в сторону окна, и каждый думал о своём. Я попытался поддержать женщину и чуть-чуть приспустил маску. Доехав до Башдрамтеатра, поспешил скорее попасть в малый зал. Там в фойе для зрителей играл оркестр. Так как у меня не было маски (забыл в кармане куртки), ко мне тут же подлетела работница театра. Я попытался процитировать ту женщину из автобуса, но все вокруг повернулись в мою сторону, и мне стало неудобно. Ведь я часть общества и должен быть, как члены этого общества. Через секунду, как и все, был "күк йөҙ" -"синеликим" (синяя маска на лице).
После трех звонков всех "синеликих" погнали на спектакль, но как-то странно провели в зал: по чёрному коридору. После тёмного "чистилища" Башдрамтеатра мы все оказались на освещенной сцене. Вокруг нас была чёрная кирпичная стена в стиле лофт с прожекторами на потолке. Чуть приглядевшись, увидел на одной стене доски. Они были второго сорта и плохо обработанные. В голове промелькнула мысль, что у Драмтеатра тоже проблемы со стройматериалами. Надо было зимой 2021 года закупать: тогда цены были ещё приемлемые. Найдя в последнем ряду своё 132 место, я уселся, как барин. Почему именно такое сравнение? Ответ прост: сцена, софиты и мы - синеликие.
Через пару минут свет на сцене погас. Спектакль начался, но динамика движения зрителей возросла. Те, кто сидел сзади, начал суетливо пробиваться вперёд к свободным местам , так как из-за ровной сцены сзади ничего не было видно. Благо, мои родители меня вырастили высоким, худощавым жирафом. Я прекрасно наблюдал с самого последнего ряда всю постановку. Удивило, что у главного героя Закира ручка косы кривая и толстая в обхвате. Я сразу подумал: "Долго с такой косой не поработаешь, рука устанет, да ещё и мозоль натрёшь". Хорошо, хоть молоток был маленьким, удобным, на ней была надпись "IKEA". Возможно, в XIX веке так звали бая, который владел этими землями, а может, и кузнеца, который выковал этот чудо-молоток.
Ну, а теперь о главном. Спектакль и сама повесть “Черноликие” отличаются остротой проблемы и захватывающим сюжетом, характеризующимся стремительно развивающимися событиями на протяжении всего повествования. Здесь описывается бесправие, а также судьба людей, которые не были, как все; которые не хотели подчиняться устоявшимся традициям и законам, за что были измазаны сажей (черноликие) и прокляты этим обществом. Деревенский юноша Закир и прекрасная девушка Галима хотели построить своё счастье, но их мечте о счастливой жизни препятствовали люди из богатого рода (чёрные души). Свидание влюблённых послужило достаточным условием для обвинения их в нарушении законов. Отец девушки изгоняет её из дома. Галима не выносит позора, сходит с ума и тонет в проруби. Закира избивают…
После спектакля я сел в свой 51 автобус и , натянувши повыше маску, поехал домой. В моем сердце были и радость, и грусть. Шедевр Мажита Гафури 1927 года напомнил мне одну современную страну...