В Уфе всего три клавесина на целый город. Он значительно меньший в размерах, чем рояль, со звенящим металлическим звучанием. В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало, в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом. Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Когда вы слышите звук клавесина, сразу же представляются старинные балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях и с пышными прическами. Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями. Некоторые клавесины имеют черные клавиши на нижней панели, а верхние белые – всё в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на чёрной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток. В пятницу 24 декабря, я посетил прекрасное мероприятие – концерт клавесинной и камерной музыки. На этот концерт я попал по приглашению педагога - Анны Селезнёвой. Мероприятие проходило в музыкальном колледже. Некоторые ошибочно принимают его за Училище искусств. На самом же деле там находится музыкальный колледж. Один на всю республику. Подобных специальных музыкальных школ в России всего несколько. Здесь обучаются игре на разных инструментах: фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, кларнет, саксофон, баян, домра. И вы, наверное, будете удивлены тому, что здесь преподают ещё и игру на клавесине. В качестве дополнительного инструмента пианисты в течение года осваивают этот изящный старинный инструмент, играя пьесы из репертуара, созданного композиторам
24 декабря, в рамках зачётной недели по клавесину в ССМК состоялся концерт Анны Селезнёвой. На этом концерте исполняли инвенции Баха, сонаты Скарлатти и разнохарактерные пьесы французских клавесинистов Рамо и Куперена. Нежное звучание клавесина очаровывало слушателей и переносило их в ту далёкую эпоху ХVI-XVII веков, когда мир ещё не был охвачен бесконечной суетой и быстрым темпом жизни. В данном колледже не только изучают игру на различных инструментах, порой ученики сами сочиняют музыку. Так, одна из участниц этого концерта, Регина Абзалимова, представила сюиту в трёх частях для двух роялей собственного сочинения и исполнила её вместе с Анной Селезнёвой. Регина начала сочинять музыку несколько лет назад. Летом уходящего года она поехала на учёбу в рамках творческой школы к известному в России педагогу по композиции Татьяне Алексеевне Чудовой, которая была впечатлена талантом Регины и пригласила её поступать в свой класс. В октябре Регина стала лауреатом первой премии в московском конкурсе молодых композиторов (организатор - фонд «Орфей»), в жюри которого были профессоры МГК, члены Союза Композиторов России. В декабре должен был состояться концерт класса учеников Татьяны Алексеевны, но внезапно и трагически её жизнь оборвалась, и концерт, который всё же состоялся, был посвящён памяти Татьяны Алексеевны Чудовой. Регина в нём участвовала со своей музыкой. Её музыка прозвучала как контраст: от старинной музыки к суперсовременной, с использованием острых гармоний и различных приёмов, таких как кластеры, глиссандо и другие, поразившие воображение слушателей. Возможно, что Регина - будущий популярный всему миру композитор. Мы желаем Регине большого творческого успеха и ждём её новых произведений в том числе и на клавесине.