Вся страна знала таких, сегодня почти напрочь забытых бунтарей, как Патрис Лумумба, Анджела Дэвис, Лютер Кинг, бойцы Ирландского освободительного движения.
Спустя 5 – 10 лет, после того, как борцов в Европе, Америке или Африке убивали, съедали или сажали в тюрьму, протестная волна спадала, потом имена очередных борцов с «загнивающим капитализмом» украшали наши улицы, площади и дворцы. Один из московских университетов долгое время носил имя Патриса Лумумбы.
У нас в деревне на ферме трудился Валиахмет, добросовестный, исправный работник, который со всеми уживался и, главное, с женой жил хорошо, до копейки принося ей свою зарплату.
Но вот как-то после очередной получки он по дороге домой встретил старых приятелей из соседней деревни. Слово за слово, потекли воспоминания и друзья решили немного посидеть, поговорить, отметить это дело. Разумеется, выпили, потом ещё добавили. Семейный бюджет Валиахмета за несколько часов оскудел на 3-5 рублей (большие по тем временам деньги).
Что делать? Дома его ждал неминуемый скандал, чего Валиахмет категорически не выносил. И тут кто-то сказал, по радио сообщили, что в Африке в тюрьме убит Патрис Лумумба.
Придя домой, Валиахмет с порога, рыдая, выпалил встретившей его жене:
– Зульфия! Лумумба умер!
Слёзы ручьём полились из его глаз. Услышав такую новость, Зульфия заплакала вслед за мужем.
– Как же мы теперь без него-то?
Так в рыданиях и причитаниях провели они остаток дня и за всем этим жена не заметила, что принесённая мужем зарплата в этот раз оказалась «легче» на 5 рублей.
И сегодня у нас в деревне, когда возникает какой-то денежный спор, спрашивают: «У вас что, тоже Лумумба умер?»
Айсылу БАЙБАКТИНА.